Like Tree63понравилось

мнения и отзывы о новом двиг 1,6 ТДИ

Страница 9 из 21 ПерваяПервая ... 789101119 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 81 по 90 из 209
  1. #81
    boroda296
    Старожил
    Кому итересно про сажевый фильтр :

    Service Training



    Пособие по программе самообразования 336


    Сажевый фильтр
    с каталитическим покрытием

    Устройство и принцип действия



    Снижение выброса сажевых частиц является сегодня
    одной из сложнейших задач в области очистки
    отработавших газов (ОГ) дизелей.
    Помимо мероприятий, направленных на снижение
    образования сажи при сгорании топлива непосред%
    ственно в двигателе, особое внимание уделяется
    фильтрации газов на выпуске из него.

    Одним из эффективных способов очистки газов от
    сажевых частиц является их задержание посред%
    ством специальных фильтров.

    Наибольшее распространение нашли системы,
    состоящие из нейтрализатора окислительного типа
    и сажевого фильтра. Концерном Volkswagen разра%
    ботан сажевый фильтр с каталитическим покрытием,
    который в одном корпусе объединяет фильтр с ней%
    трализатором. Помимо этого он позволяет практи%
    чески непрерывно выжигать задержанную сажу без
    введения специальных добавок в топливо.
    Последнее свойство достигнуто как применением
    особой конструкции фильтра, так и в результате его
    максимального приближения к двигателю.

    В пособиях по программе самообразования
    описываются вновь разработанные конструкции
    агрегатов автомобиля и разъясняются принципы
    Текущие указания по проверке, регулировке и
    ремонту содержатся в предназначенной для этого
    литературе по техническому обслуживанию и
    Новинка Внимание
    Указание
    S336_231
    их действия! ремонту автомобиля.
    Содержание пособий не обновляется.


    Оглавление


    Введение. . . . . . . . . ....... . . . . . . . . . ....... . . . . . 4


    Устройство и принцип действия . . . . . ....... . . . . 12


    Схема системыуправления. . . . . . . . . ....... . . . . 23


    Датчики и исполнительные устройства . . . . . . . . . . . 24

    Функциональная схема. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

    Ограничения действия системы регенерации . . . . . 33

    Контрольные вопросы .... . . . . . . . . . ....... . . . . .35



    3



    Введение



    Общие сведения

    При сгорании дизельного топлива образуются
    вещества различного типа и вида. Работа непрогре%
    того двигателя обычно сопровождается выбросами
    белого или сизого дыма, образуемого каплями
    несгоревших или частично окисленных углеводоро%
    дов, и выбросами альдегидов, присутствие которых
    в ОГ легко распознается по их характерному
    запаху.

    На выпуске дизеля присутствуют не только газо%
    образные вещества, но и твердые образования,
    размеры которых соизмеримы с размерами частиц
    пыли. Эти образования, получившие общее назва%
    ние "частицы" (Partikel), считаются вредными для
    здоровья людей и загрязняющими среду обитания.

    S336_233
    Сажевый фильтр
    с каталитическим покрытием
    Концерн Volkswagen следует определенной
    стратегии в отношении выбросов вредных веществ
    с ОГ дизелей, которая направлена как на снижение
    выбросов сажевых частиц, так и других вредных
    компонентов, как углеводороды и оксиды азота.
    В течение многих лет концерн интенсивно проводит
    работы по оптимизации рабочих процессов дизеля
    с целью снижения образования сажи при сгорании
    топлива в нем. Большим достижением в этой обла%
    сти следует считать выпуск в 1999 году автомобиля
    Volkswagen Lupo 3L TDI, который был первым
    серийным автомобилем, выполняющим жесткие
    нормы Евро 4, в то время как их ввод в действие
    предусматривался только в 2005 году.

    Проведенные концерном работы способствовали
    созданию малотоксичных дизелей, что свидетель%
    ствует о его ответственном отношении к защите
    среды обитания. В этой связи следует упомянуть
    разработку мощных, экономичных и малошумных
    дизелей типа TDI и систем впрыска с насос%форсун%
    ками. Концерн намерен также в дальнейшем уделять
    особое внимание работам по совершенствованию
    процессов сгорания с целью снизить расход топлива
    и уменьшить образование вредных веществ.
    Дополнительно к этому предполагается шаг за шагом
    оснащать автомобили сажевыми фильтрами.


    Состав ОГ дизеля
    Нормы выброса вредных веществ с ОГ

    В течение последних лет в ФРГ, Европе и других странах мира были разработаны различные нормативы и
    законы, которые должны ограничить выброс вредных веществ в атмосферу. Известны европейские нормы
    Евро 1%4. Они предписывают предельное содержание вредных веществ в ОГ автомобилей новых моделей,
    представляемых автомобильными фирмами для типовых испытаний.

    Евро 3 Евро 4

    Нормы Евро 3 распространяются на новые автомо% Нормы Евро 4 введены в действие с 2005 года
    били, допущенные к эксплуатации с 2000 года. вместо норм Евро 3. С их вводом произведено

    дальнейшее ужесточение значений предельных
    Она отличается от норм Евро 2 более жесткими выбросов вредных веществ с ОГ.
    условиями испытаний автомобиля на роликовом
    стенде и сниженным предельным содержанием Уже сегодня этим нормам соответствуют 65 про%
    вредных веществ в ОГ. центов всех новых автомобилей Volkswagen с

    дизелями, допущенных к эксплуатации в Германии.

    Предельные выбросы вредных веществ автомобилей с дизелями
    г/км
    0,8
    0,64


    0,56

    0,6

    0,50 0,50

    0,4

    0,30

    0,25

    0,2
    0,05 0,025


    EU3 EU4 EU3 EU4 EU3 EU4 EU3 EU4

    CO HC + NOX NOX PM

    S336_026
    Окись углерода Углеводороды Оксиды азота Частицы сажи
    и оксиды азота


    Перспективные нормы

    В будущем должны вступить в действие нормы Евро 5. Предельные значения выбросов для этого стандарта еще
    не определены, но они определенно будут ужесточены. В том числе должны быть снижены значения предельных
    выбросов частиц сажи легковыми автомобилями с дизелями. Поэтому в дальнейшем предполагается оснащать
    эти автомобили сажевыми фильтрами.


    Введение



    Образование вредных веществ в процессе сгорания топлива

    Интенсивность образования вредных веществ и в особенности сажи в значительной степени зависит от
    параметров процесса сгорания топлива в цилиндрах дизеля. На протекание процесса сгорания влияют как
    конструктивные параметры двигателя, так и состав топлива и атмосферные условия.
    На приведенном ниже рисунке приведены все исходные компоненты топливовоздушной смеси и получаемые
    в результате ее сгорания компоненты отработавших газов дизеля.

    Впрыскиваемое топливо:
    HC – углеводороды,
    S – сера


    около 12%


    SO2

    CO2

    около

    PM

    11%

    H2O

    N2

    HC

    около

    0,3%

    O2

    NOX

    около
    10%

    CO

    Поступающий в двигатель

    около 67%

    воздух:

    S336_108

    O2 – кислород,
    N2 – азот,

    Отработавшие газы:

    H2O– пары воды (влага)

    O2 – кислород, CO – окись углерода,
    N2 – азот, HC – углеводороды,
    H2O– пары воды, SO2 – двуокись серы,
    CO2 – двуокись углерода NOx – оксиды азота,

    PM – "твердые" частицы

    (PM = англ. particulate matter)

    Отдельные компоненты отработавших газов дизеля Естественным компонентом атмосферного воздуха
    оказывают различное действие на окружающую является двуокись углерода (углекислый газ), одна%
    среду и здоровье человека. ко ее концентрация в воздухе близка к предельным
    Совершенно безвредными являются только кислород, значениям. Углекислый газ не ядовит, но повышение
    азот и вода, которые входят в состав атмосферного его количества в атмосфере может привести к тепли%
    воздуха. чному эффекту. К вредным для здоровья человека

    веществам относятся оксид углерода, углеводороды,
    двуокись серы, оксиды азота и частицы сажи.


    Вредные компоненты отработавших газов


    CO
    Оксид углерода


    S336_014

    HC
    Углеводороды

    S336_016


    SO2
    Диоксид серы


    Оксид углерода (CO) или угарный газ возникает
    при неполном сгорании содержащего углерод
    топлива из%за недостатка кислорода. Это бес%
    цветный газ, не имеющий запаха и вкуса.

    Под понятием "углеводороды" подразумеваются
    многочисленные соединения различного типа
    (например, C6H6 или C8H18), которые образуются
    при неполном сгорании топлива.

    Диоксид серы образуется при сгорании содержа%
    щего серу топлива. Это бесцветный газ с резким
    запахом. В настоящее время стремятся снизить
    содержание серы в топливе.


    S336_018


    Оксиды азота (например, NO, NO2, . . .)

    NOx

    образуются при сгорании топлива в двигателе в

    Оксиды азота

    условиях высоких давлений и температур, а также
    избытка кислорода.

    S336_020

    Сажа образуется в результате неполного сгорания
    топлива при местном недостатке кислорода.

    Частицы сажи


    S336_022


    Введение



    Частицы

    Под понятие "частицы" подпадают твердые или жид%
    кие образования, имеющие небольшие размеры.
    Они могут образовываться в результате износа
    деталей, измельчения и эрозии материалов, а также
    конденсации жидкостей. В частности они образу%
    ются при неполном сгорании топлива и масла.
    В названных выше случаях образуются частицы
    различной формы, величины и структуры.

    Частицы сажи

    При сгорании топлива в дизеле образуются частицы
    сажи. Это микроскопические углеродистые частицы
    диаметром приблизительно 0,05 мкм. Ядро частицы
    состоит из чистого углерода, а на нем адсорбируют%
    ся различные углеводородные соединения, оксиды
    металлов и сера.

    Частицы относят к вредным веществам, так как
    ввиду малых размеров они перемещаются вместе
    с газами и при попадании в организм человека
    могут нанести вред ему.

    Предполагается, что некоторые углеводородные
    соединения опасны для здоровья человека.
    Конкретный состав частиц сажи зависит от приме%
    няемого в двигателе рабочего процесса, режимов
    его работы и состава топлива.

    Углерод
    Углеводороды
    SO4 (сульфат)
    Сера и оксиды металлов
    H2O (вода)
    S336_182

    Процесс образования частиц сажи в дизеле

    Образование сажи в дизеле зависит от ряда процессов, определяющих сгорание топлива. Это процессы
    подвода воздуха, впрыска топлива и распространения пламени.
    Качество сгорания топлива определяется в значительной степени процессом образования топливовоздушной
    смеси.
    Из%за недостатка кислорода в некоторых зонах камеры сгорания образуется слишком богатая смесь, сгорание
    которой не может быть полным и сопровождается образованием частиц сажи.



    Число и масса частиц зависят в принципе от качества


    протекающих в двигателе процессов смесеобразо%
    вания и сгорания. Топливная система с насос%фор%
    сунками обеспечивает впрыск топлива под очень
    высоким давлением и с соответствующим требова%
    ниям двигателя протеканием подачи по времени.
    Благодаря этому создаются условия для повышения
    эффективности процесса сгорания и снижения
    образования частиц сажи.
    Однако, высокие давления впрыска и соответствую%
    щая им повышенная мелкость распыливания топлива
    не могут обеспечить достаточное измельчение
    частиц сажи.

    S336_013

    Измерения размеров этих частиц показали, что их

    Типичная частица сажи, образовавшаяся при сгорании распределение по величине практически не зависит
    топлива в дизеле

    от способа смесеобразования, т. е. оно очень близко
    у двигателей с вихревой камерой сгорания и у дви%
    гателей с непосредственным впрыском посредством
    системы Common Rail или насос%форсунок.


    Введение



    Мероприятия по снижению выброса частиц сажи

    Снижение выбросов вредных веществ с ОГ дизеля является одной из важнейших целей работ по его
    совершенствованию.
    Известны различные технические решения, которые обеспечивают снижение выброса вредных веществ.
    Следует различать мероприятия, способствующие снижению образования вредных веществ в двигателе и


    обеспечивающие очистку отработавших газов вне его.

    Изменение конструкции двигателя

    Снизить выброс вредных веществ можно введением
    мероприятий, связанных с изменением конструкции
    самого двигателя.

    S336_045


    Удачная оптимизация рабочего процесса может
    привести к существенному снижению образования
    вредных веществ.

    К этим мероприятиям относятся:

    .
    оптимизация формы впускных и выпускных
    каналов, создающих направленное движение
    воздуха в камере сгорания,
    .
    повышение давлений впрыска, например,
    посредством насос%форсунок,
    .
    оптимизация камеры сгорания, в частности за
    счет уменьшения "вредных" объемов и формы
    выемки в поршне.
    10



    Очистка отработавших газов

    Выбросы в атмосферу образовавшихся при сгорании топлива частиц сажи могут быть снижены проведением
    мероприятий по очистке отработавших газов после их выпуска из цилиндров двигателя. При этом имеют ввиду
    прежде всего систему фильтрации, способную задерживать частицы сажи.
    Различают два вида регенерации сажевых фильтров: с применением присадок к дизельному топливу и с
    применением каталитического покрытия фильтрующего элемента. Ниже приведено описание устройства и
    принципа действия сажевого фильтра с каталитическим покрытием.

    Система очистки газов с применением присадок к дизельному топливу

    Эта система находит применение на автомобилях, у которых сажевый фильтр находится на относительно
    большом расстоянии от двигателя. В этом случае температура отработавших газов на входе в фильтр недо%
    статочна для выжигания сажи в нем, поэтому применяют присадки к топливу, которые снижают температуру
    воспламенения сажи до необходимого уровня.

    Температуры отработавших газов
    при работе двигателя на режиме
    регенерации

    750 °C

    Нейтрализатор
    окислительного типа Сажевый фильтр

    620 °C 500 °C S336_142

    Система очистки газов с сажевым фильтром, имеющим каталитическое покрытие

    Эта система применяется на автомобилях с сажевым фильтром, расположенным близко от двигателя.
    В этом случае температура газов на коротком пути до фильтра остается достаточно высокой для сжигания сажи.

    Температуры отработавших газов
    при работе двигателя на режиме
    регенерации

    750 °C

    Сажевый фильтр, объединенный с
    нейтрализатором окислительного типа


    620 °C S336_144

    11



    Устройство и принцип действия


    Система очистки газов с сажевым фильтром, имеющим
    каталитическое покрытие


    Ниже приведено описание компонентов системы очистки газов с сажевым фильтром.

    1 2
    4
    5
    8
    6
    7
    9
    10
    11
    12
    3
    S336_030


    1 – блок управления в комбинации приборов J285
    7 – датчик температуры перед сажевым фильтром G506

    2 – блок управления двигателем
    8 – датчик кислорода G39

    3 – расходомер воздуха
    9 – сажевый фильтр

    4– дизель
    10– датчик 1 перепада давления на сажевом фильтре

    5 – датчик температуры перед турбокомпрессор G507 G450

    6 – турбокомпрессор
    11– датчик температуры после сажевого фильтра G527
    12– глушитель


    На схеме показана однотрубная система выпуска ОГ. У многотрубных систем выпуска
    применяются отдельные сажевые фильтры и датчики на каждой трубе.

    12



    Сажевый фильтр


    Сажевый фильтр
    с каталитическим покрытием
    S336_039
    Сажевый фильтр с каталитическим покрытием
    устанавливается после турбокомпрессора в
    непосредственной близости от двигателя.

    В данном случае применяется сажевый фильтр с
    каталитическим покрытием, который конструктивно
    объединен с нейтрализатором окислительного типа.
    Таким образом имеющий общий корпус агрегат вы%
    полняет функции как фильтра, так и нейтрализатора.


    Нейтрализатор
    окислительного типа Сажевый фильтр
    Сажевый фильтр
    с каталитическим покрытием
    Нейтрализатор
    окислительного типа Сажевый фильтр
    Сажевый фильтр
    с каталитическим покрытием
    S336_212
    Сажевый фильтр задерживает содержащиеся в ОГ частицы сажи. Функция нейтрализатора заключается в
    окислении углеводородов (HC) и оксида углерода (CO) до воды (H2O) и диоксида углерода (CO2).


    Подробная информация о нейтрализаторе окислительного типа содержится в Пособии
    по программе самообразования 124 "Каталитический нейтрализатор для дизелей".

    13



    Устройство и принцип действия


    Устройство

    Матрица сажевого фильтра представляет собою ячеистую структуру из керамики на базе карбида кремния.
    Керамическая матрица заключена в металлический корпус. Она пронизана множеством параллельно распо%
    ложенных каналов малого сеченья, закрытых попеременно с одной или другой стороны. Поэтому различают
    впускные и выпускные каналы, разделенные между собой фильтрующими стенками.


    S336_038
    Ячеистая керамическая
    матрица
    S336_154
    Фильтрующие стенки состоят из пористого карбида
    кремния.
    Они покрыты смесью оксидов алюминия и церия,
    выполняющих функцию подложки для катализато%
    ра, в качестве которого используется благородный
    металл – платина.
    Катализатор – это вещество, которое способствует
    протеканию химической реакции, но само при этом
    не изменяется и новых соединений не образует.
    S336_204
    Металлический корпус
    Выпускной канал
    Впускной канал
    Фильтрующая
    стенка
    Матрица
    из карбида
    кремния
    Подложка
    (оксид алюминия /
    оксид церия)
    Платина
    вкачестве
    катализатора
    Частицы сажи
    Частицы сажи во
    впускном канале
    Выпускной
    канал
    Принцип действия

    Так как каналы фильтра закрыты попеременно со стороны впуска и выпуска, содержащие частицы сажи газы
    вынуждены проходить через пористые стенки из карбида кремния. При этом частицы сажи задерживаются во
    впускных каналах, а газ свободно проходит через поры стенок каналов.

    14



    Зоны сажевого фильтра с каталитическим покрытием

    Сажевый фильтр должен быть относительно длин%
    ным, чтобы обеспечить улавливание достаточно
    большого количества сажи. Помимо этого он
    должен содержать достаточное для обеспечения
    каталитического действия количество платины.
    Каталитическое покрытие распределено по длине
    фильтра не равномерно, а по зонам.

    Передняя зона Задняя зона S336_010


    В передней зоне платины значительно больше, чем в задней зоне. Неравномерное распределение платины по
    зонам имеет следующие преимущества:

    .
    При работе двигателя на обычных режимах передняя часть сажевого фильтра нагревается быстрее, чем его
    задняя часть. Поэтому относительно большое количество платины в этой зоне способствует ускорению ее
    каталитического действия. При этом говорят о хороших пусковых качествах сажевого фильтра.
    .
    В процессе регенерации выгорание сажи сопровождается сильным нагревом задней части фильтра.
    Но высокие температуры приводят к постепенному разрушению слоя платины. Поэтому можно сэкономить
    на дорогостоящей платине, снижая толщину покрытия в задней зоне фильтра.
    .
    С другой стороны уменьшение количества платины в задней зоне обосновано процессами старения
    фильтра. В процессе эксплуатации автомобиля в задней части фильтра накапливается больше снижающих
    каталитическое действие платины отложений, чем в его передней части.
    Регенерация фильтра

    Чтобы предотвратить чрезмерное повышение сопротивления фильтра и снижение его работоспособности,
    необходимо время от времени освобождать его от сажи. В процессе регенерации накопленные в фильтре
    частицы сажи выжигаются (окисляются). Различают активную и пассивную регенерацию сажевого фильтра
    с каталитическим покрытием. Для водителя процесс регенерации протекает незаметно.

    15



    Устройство и принцип действия


    Пассивная регенерация

    При пассивной регенерации выжигание сажи производится непрерывно и без специального вмешательства в
    управление двигателем. При расположении сажевого фильтра вблизи от двигателя температура поступающих
    в него газов может достигать, например, при движении на автомагистрали порядка 350%500°С. При этом
    протекают реакции, в результате которых частицы сажи взаимодействуют с диоксидом азота и превращаются
    в диоксид углерода. Этот многоступенчатый процесс протекает непрерывно над слоем платины, которая
    выполняет роль катализатора.


    Выпускной
    канал
    Впускной канал
    Фильтрующая
    стенка
    Матрица из
    карбида кремния
    Подложка
    (диоксиды
    алюминия и
    церия)
    Платина
    S336_184

    Принцип действия

    Содержащиеся в ОГ оксиды азота (NOX) реагируют в присутствии платины с кислородом, образуя диоксид
    азота (NO2).

    NOX + O2 образуют NO2


    Диоксид азота (NO2) реагирует с углеродом (C) сажевых частиц. В результате получаются окись углерода
    (CO) и окись азота (NO).

    NO2 + C образуют CO + NO

    Окись углерода (CO) и окись азота (NO) реагируют с кислородом (O2), образуя диоксид азота (NO2) и
    диоксид углерода (CO2).

    CO + NO + O2 образуют NO2 + CO2


    16



    Матрица из
    Платина
    Матрица из
    Платина
    Активная регенерация

    При активной регенерации частицы сажи выжигаются в условиях высоких температур, получаемых в результа%
    те направленного управления двигателем. Для эксплуатации автомобиля в городе характерны небольшие на%
    грузки двигателя, а соответствующие им невысокие температуры ОГ не обеспечивают пассивную регенерацию
    сажевого фильтра. При этом частицы сажи не удаляются из фильтра и забивают его каналы. При скоплении в
    фильтре определенного количества сажи запускается процесс его активной регенерации, протекающий по
    командам системы управления двигателем. Процесс активной регенерации длится приблизительно 10 минут.
    При этом температура ОГ повышается до 600%650°C, что достаточно для окисления сажи до диоксида
    углерода.


    Подложка карбида кремния
    (диоксиды

    алюминия и церия)

    Впускной канал

    Стенка фильтра

    Выпускной канал

    S336_186

    Принцип действия

    При активной регенерации частички сажи сгорают благодаря высокой температуре ОГ. При этом образующий
    частицы сажи углерод соединяется с кислородом, образуя диоксид углерода.

    C + O2 образуют CO2


    17



    Устройство и принцип действия



    Принцип действия фильтра при активной регенерации

    Частицы сажи скапливаются во впускных каналах. Необходимость в проведении активной регенерации
    определяется блоком управления двигателем по сигналам, поступающим с расходомера воздуха, датчиков
    температуры ОГ перед и после сажевого фильтра, а также датчика перепада давления на нем.

    Чистый сажевый фильтр

    Сигналы к блоку
    управления двигателем
    Расходомер
    воздуха G70
    Датчик температуры
    перед сажевым
    Датчик 1 перепада давления
    на сажевом фильтре G450 Датчик температуры
    после сажевого фильтра
    фильтром G506 G527
    S336_042

    Чистый сажевый фильтр оказывает небольшое сопротивление потоку газов

    Заполненный сажей фильтр

    Сигналы к блоку
    управления двигателем

    Расходомер
    воздуха G70

    Датчик 1 перепада давления

    Датчик температуры Датчик температуры

    на сажевом фильтре G450

    перед сажевым после сажевого фильтра
    фильтром G506 G527

    S336_044

    Заполненный сажевый фильтр оказывает большое сопротивление потоку газов

    При заполнении фильтра сажей до определенной величины система управления двигателем запускает процесс
    активной регенерации.

    18



    Функции системы управления двигателем при проведении активной регенерации

    Степень заполнения фильтра сажей определяется блоком управления по его газодинамическому сопротивлению.
    Высокое сопротивление фильтра является признаком накопления в нем предельно допустимого количества
    сажи, поэтому блок управления двигателем запускает процесс активной регенерации. При этом выполняются
    следующие функции:

    .
    прекращается рециркуляция ОГ, чтобы повысить
    температуры сгорания топлива;
    S336_124


    .
    чтобы повысить температуру ОГ, производится
    дополнительный впрыск топлива, подаваемого
    после основной дозы, а именно, при повороте
    коленчатого вала на 35° после ВМТ;
    S336_126
    .
    подача воздуха в двигатель снижается
    посредством регулируемой дроссельной
    заслонки с электроприводом и
    S336_120
    .
    давление наддува поддерживается на уровне,
    при котором водитель не может заметить перевод
    двигателя на режим рециркуляции.
    S336_122
    Эти мероприятия позволяют кратковременно повысить температуру ОГ до 600–650°C. При этих значениях
    температуры скопившаяся в фильтре сажа окисляется до диоксида углерода. После проведения активной
    регенерации полностью восстанавливается способность фильтра задерживать содержащуюся в ОГ сажу.

    19



    Устройство и принцип действия


    Степень заполнения фильтра сажей



    Блок управления двигателем постоянно контролирует степень заполнения фильтра сажей, рассчитывая его
    газодинамическое сопротивление. При этом объемный расход газов соотносится с перепадом давления на
    сажевом фильтре.

    Перепад давления на фильтре

    Перепад давления на сажевом фильтре определяется посредством дифференциального датчика давления 1.

    Объемный расход ОГ

    Объемный расход ОГ рассчитывается блоком управления двигателем по величинам массового расхода воздуха
    на входе в двигатель и температуры ОГ перед фильтром. Массовый расход ОГ практически равен массовому
    расходу воздуха, который определяется посредством расходомера. Объемный расход ОГ зависит, однако, от
    температуры. Последняя определяется посредством датчиков температуры до и после сажевого фильтра.
    Получая данные о температуре ОГ, блок управления двигателем может рассчитать объемный расход ОГ по
    величине массового расхода воздуха.

    Перепад давления на сажевом фильтре

    300

    250

    200

    150

    100

    50

    0
    S336_156
    Объемный расход, м3/ч

    Сажевый фильтр:
    заполненный
    пустой
    неисправный

    Блок управления двигателем определяет газодинамическое сопротивление сажевого фильтра по отношению
    перепада давления к объемному расходу ОГ. А газодинамическое сопротивление фильтра является мерой его
    заполнения сажей.

    Перепад давления
    .p,
    мбар

    0 100 200 300 400 500 600 700


    20



    Впрыск топлива при движении автомобиля накатом


    При экстремальных условиях движения в городе с резко меняющейся нагрузкой двигателя и частым движением
    накатом необходимо предпринимать особые меры для регенерации фильтра. Так как при движении накатом
    топливо в цилиндры двигателя обычно не впрыскивается, температура ОГ не поднимается до необходимого для
    регенерации фильтра уровня.

    Поэтому для проведения регенерации фильтра
    при движении автомобиля накатом впрыскивают
    небольшие дозы топлива, а именно при повороте
    коленчатого вала на 35° после ВМТ.

    Ввиду отсутствия основной дозы топлива, впрыски%
    ваемого при положении поршня вблизи ВМТ,
    поступившее в цилиндры двигателя на такте
    расширения топливо не сгорает, а испаряется.


    S336_128
    S336_130
    Образовавшиеся таким образом пары топлива
    сгорают в сажевом фильтре, а выделяющееся при
    этом тепло обеспечивает повышение температуры
    ОГ до необходимого для его регенерации уровня.

    S336_202
    Дозы поддерживающего регенерацию топлива
    регулируются по сигналам датчика температуры ОГ,
    установленного после сажевого фильтра.

    S336_200
    21



    Устройство и принцип действия


    Кулачки привода насосEфорсунок


    Кулачки привода насос%форсунок у дизелей с сажевым фильтром имеют специальный профиль, обеспечивающий
    впрыск дополнительных доз топлива.


    При этом соответствующее подаче топлива движение плунжера завершается позже, чем у двигателей без
    сажевого фильтра. Благодаря этому остается активный ход плунжера для подачи дополнительной дозы топлива
    с достаточно большим запаздыванием.


    Штанга со сферическими
    наконечниками

    Роликовое коромысло

    Плунжер

    Кулачок привода
    насос%форсунки

    Пружина плунжера

    S336_216

    Профиль кулачка привода насос%форсунки дизеля без сажевого фильтра
    Профиль кулачка привода насос%форсунки дизеля с сажевым фильтром


    При установке насос%форсунки на двигатель необходимо учитывать указания по регулировке ее
    привода, приведенные в Руководстве по ремонту автомобиля.

    22



    Схема системы управления


    Датчик температуры перед
    сажевым фильтром G506

    Датчик температуры перед
    турбокомпрессором G507

    Датчик температуры после
    сажевого фильтра G527

    Датчик перепада давления на
    сажевом фильтре 1 G450

    Датчик кислорода G39

    Расходомер воздуха G70

    Датчик указателя запаса топлива G

    Шина данных CAN

    Блок управления дизелем с
    непосредственным впрыском

    J248

    Диагностическая
    колодка

    S336_106

    Блок управления в комбинации
    приборов J285

    Контрольная лампа
    сажевого фильтра K231

    Контрольная лампа
    свечей накаливания

    K29

    Подогреватель датчика кислорода

    Z19

    Управляющие клапаны насос%
    форсунок N240EN243

    Блок электромагнитных клапанов, включающий
    клапан управления рециркуляцией ОГ N18 и
    клапан ограничения давления наддува N75

    Электродвигатель заслонки на
    впуске в двигатель V157


    23



    Датчики и исполнительные устройства


    Датчик перепада давления на сажевом фильтре 1 (G450)
    Использование сигнала датчика

    Этот датчик служит для измерения перепада давле%
    ния ОГ на сажевом фильтре. Его сигналы использу%
    ются совместно с сигналами датчиков температуры
    перед и после сажевого фильтра, а также сигналами
    расходомера воздуха для определения степени

    S336_048

    заполнения фильтра сажей.

    Последствия при отсутствии сигнала датчика


    При отсутствии сигнала датчика перепада давления Поэтому после определенного числа циклов регене%
    регенерация сажевого фильтра производится пери% рации сначала загорается контрольная лампа саже%
    одически по пробегу или по времени эксплуатации вого фильтра, а затем начинает мигать контрольная
    автомобиля. Однако, длительное время регенера% лампа свечей накаливания. Водитель предупрежда%
    ция по такому принципу не может быть надежной. ется таким образом о необходимости обращения в
    сервисное предприятие.


    Устройство датчика

    У датчика перепада давления 1 предусмотрены Сигнал к блоку
    два штуцера: один из них соединен с трубкой для
    измерения давления перед сажевым фильтром, а
    другой – после него.

    Внутри датчика находится мембрана с пьезоэле%
    ментами, на которую действует разность давлений.

    Давление перед
    фильтром

    S336_050
    управления Мембрана с
    пьезоэлементами
    Давление после
    фильтра


    24



    Принцип действия

    Сажевый фильтр чистый

    Если в фильтре находится очень мало сажи, давле%
    ния перед ним и после него практически равны.
    При этом мембрана с пьезоэлементами находится в
    исходном положении.

    S336_160
    S336_090
    Пьезо%
    элементы
    Давление перед фильтром равно
    давлению после фильтра

    Фильтр заполнен сажей

    S336_162
    S336_092
    Давление перед фильтром больше
    давления после фильтра


    Ввиду увеличения сопротивления фильтра при нако%
    плении в нем сажи давление ОГ перед фильтром
    увеличивается.
    Давление ОГ после фильтра практически не изме%
    няется. Мембрана прогибается в соответствии с
    действующей на нее разности давлений.

    Деформация мембраны влечет за собой изменение
    омического сопротивления включенных по мостовой
    схеме пьезоэлементов. Выходное напряжение моста
    усиливается и преобразуется в электронной схеме
    датчика, сигнал с которой поступает в блок управ%
    ления двигателем. По величине этого сигнала блок
    управления двигателем определяет степень запол%
    нения фильтра сажей и при необходимости выраба%
    тывает команду на его регенерацию.


    Значение характеризующего состояние фильтра коэффициента его заполнения выводится
    посредством диагностического и информационного комплекса VAS 5051 в одном из блоков
    данных измерений.

    25



    Датчики и исполнительные устройства


    Датчик температуры перед сажевым фильтром (G506)


    S336_100
    S336_187
    Устанавливаемый перед сажевым фильтром датчик
    температуры содержит резистор с положительным
    температурным коэффициентом PTC (Positiver Tem%
    peratur Coeffizient). То есть сопротивление резистора
    увеличивается с повышением его температуры.

    Использование сигнала датчика

    Сигналы датчиков температуры перед и после
    сажевого фильтра используются в блоке управления
    двигателем для расчета объемного расхода ОГ, а
    затем степени заполнения фильтра сажей.

    Точное определение степени заполнения фильтра
    сажей возможно только при совместном использо%
    вании сигналов расходомера воздуха, датчиков
    температуры ОГ перед и после фильтра, а также
    датчика перепада давления ОГ на фильтре.

    Помимо сигналов указанных выше датчиков в систе%
    ме управления предусмотрена подача аварийного
    сигнала, который используется для защиты сажевого
    фильтра от действия слишком высоких температур
    ОГ.

    Этот датчик служит для измерения температуры ОГ
    в месте его установки на выпускном трубопроводе
    перед сажевым фильтром.

    Последствия при отсутствии
    сигнала датчика

    После прекращения поступления сигнала датчика
    температуры перед фильтром его регенерация
    производится периодически по пробегу или по
    времени эксплуатации автомобиля.

    Так как регенерация в этом режиме не должна по%
    вторяться многократно, после определенного числа
    ее циклов включается сначала контрольная лампа
    сажевого фильтра, а затем начинает мигать контроль%
    ная лампа свечей накаливания. Водитель предупреж%
    дается таким образом о необходимости обращения
    в сервисное предприятие.

    26



    Датчик температуры после сажевого фильтра (G527)


    S336_100
    S336_189
    Устанавливаемый после сажевого фильтра датчик
    температуры содержит резистор типа PTC.

    Использование сигнала датчика

    По сигналу датчика температуры после фильтра блок
    управления двигателем регулирует дозу топлива,
    впрыскиваемую в цилиндры двигателя на такте
    расширения при движении автомобиля накатом.

    Эта доза уменьшается с повышением температуры
    ОГ после фильтра.

    Сигнал датчика температуры после сажевого филь%
    тра используется также для его защиты от действия
    слишком высоких температур ОГ.

    Он установлен на выпускном трубопроводе после
    сажевого фильтра и измеряет температуру омыва%
    ющих его ОГ.

    Последствия при отсутствии
    сигнала датчика

    После прекращения поступления сигнала датчика
    температуры перед фильтром его регенерация
    производится периодически по пробегу или по
    времени эксплуатации автомобиля.

    Так как регенерация в таком режиме не может
    обеспечить нормальную работу сажевого фильтра в
    течение длительного времени, после определенного
    числа ее циклов включается контрольная лампа саже%
    вого фильтра, а затем начинает мигать контрольная
    лампа свечей накаливания. Таким образом водитель
    предупреждается о необходимости обращения в
    сервисное предприятие.

    27



    Датчики и исполнительные устройства


    Датчик температуры перед турбокомпрессором (G507)



    S336_096

    На выпускном трубопроводе перед турбокомпрес%
    сором устанавливается датчик температуры типа
    PTC. Он служит для измерения температуры
    омывающих его ОГ.

    Использование сигнала датчика

    Сигнал этого датчика используется блоком управле%
    ния двигателем при расчете начала подачи и дозы
    дополнительно впрыскиваемого топлива при регене%
    рации сажевого фильтра. Выжигание накопленной
    в нем сажи обеспечивается при этом в результате
    повышения температуры ОГ до необходимого
    уровня. Помимо этого по сигналу данного датчика
    осуществляется защита турбокомпрессора от
    действия слишком высоких температур.

    S336_215
    Последствия при отсутствии
    сигнала датчика

    При выходе датчика температуры из строя защита
    турбокомпрессора от перегрева не действует.
    Поэтому регенерация сажевого фильтра отменяется,
    а водитель предупреждается посредством контроль%
    ной лампы свечей накаливания о необходимости
    обращения в сервисное предприятие. При этом
    рециркуляция ОГ прекращается, чтобы снизить
    образование сажи.

    28



    Датчик кислорода (G39)


    S336_098
    В данном случае применяется датчик кислорода с
    широкополосной характеристикой.
    Обычно он устанавливается на выпускном коллек.
    торе перед нейтрализатором.


    Использование сигнала датчика

    Датчик кислорода позволяет определять его кон%
    центрацию в ОГ в достаточно широком диапазоне
    измеряемых значений. У автомобилей с сажевым
    фильтром направляемый в блок управления дви%
    гателем сигнал этого датчика помогает повысить
    точность определения дополнительной дозы топлива
    и момента ее подачи при проведении регенерации
    фильтра. Наибольшая эффективность процесса
    регенерации достигается при определенной мини%
    мальной концентрации кислорода в ОГ и достато%
    чно высокой их температуре. Регулирование при
    этом производится по сигналу датчика кислорода,
    который дополняется сигналом датчика темпера%
    туры перед турбокомпрессором.

    S336_191
    Последствия при отсутствии
    сигнала датчика

    При отсутствии сигнала датчика параметры
    регенерации определяются менее точно, но она
    проводится достаточно надежно. При выходе
    датчика кислорода из строя может иметь место
    повышенный выброс оксидов азота.


    Подробная информация о датчике кислорода с широкополосной характеристикой содержится в
    Пособии по программе самообразования 231 "Система бортовой диагностики Euro%On%Board%
    Diagnose для бензиновых двигателей".

    29



    Датчики и исполнительные устройства



    Расходомер воздуха (G70)

    На впускном трубопроводе устанавливается термо%
    анемометрический расходомер воздуха пленочного
    типа. По его сигналу блок управления двигателем
    достаточно точно определяет массовый расход
    воздуха, поступающего в цилиндры двигателя.

    Использование сигнала
    расходомера

    В системе управления регенерацией сажевого
    фильтра сигнал расходомера воздуха используется
    для расчета объемного расхода ОГ с последующим
    определением степени наполнения фильтра сажей.

    Сигнал расходомера воздуха используется для
    определения степени наполнения фильтра сажей
    только совместно с сигналами датчиков темпера%
    туры перед и после фильтра, а также с сигналом
    датчика давления.

    Контрольная лампа K83 (MIL)

    S336_220
    Последствия при отсутствии
    сигнала расходомера

    При отсутствии сигнала расходомера воздуха
    регенерация сажевого фильтра производится
    сначала периодически по пробегу или по времени
    эксплуатации автомобиля.

    Так как регенерация в таком режиме не может
    обеспечить нормальную работу сажевого фильтра в
    течение длительного времени, после определенного
    числа ее циклов включается контрольная лампа са%
    жевого фильтра, а затем начинает мигать контроль%
    ная лампа свечей накаливания. Водитель предупреж%
    дается таким образом о необходимости обращения
    в сервисное предприятие.

    Состояние всех компонентов, влияющих на работу сажевого фильтра, контролируется бортовой системой ди%
    агностики Euro%On%Board%Diagnose (EOBD), которая сигнализирует о выявленных неисправностях посредством
    контрольной лампы MIL (Malfunktion Indicator light).


    S336_188


    Подробная информация о системе EOBD
    и ее контрольной лампе приведена в
    Пособии по программе самообразова%
    ния 315 "Система бортовой диагностики
    EOBD для дизелей".

    30



    Контрольная лампа сажевого фильтра (K231)


    S336_152
    Контрольная лампа сажевого фильтра находится
    на комбинации приборов. Она загорается, если
    регенерация фильтра невозможна, например, из%за
    длительной эксплуатации автомобиля в режиме
    движения на короткие расстояния.

    Назначение лампы

    При длительной эксплуатации автомобиля в режиме движения на короткие расстояния регенерация сажевого
    фильтра может оказаться невозможной из%за слишком низкого уровня температур ОГ. В таких случаях фильтр
    может быть поврежден или заблокирован сажей. Чтобы предупредить водителя о возможности нежелательных
    последствий, на комбинации приборов предусмотрена контрольная лампа сажевого фильтра, которая загора%
    ется при накоплении в нем определенного количества сажи.

    Если эта лампа загорелась, водителю рекомендуется двигаться в течение приблизительно 15 минут с равно%
    мерной по возможности скоростью, которая должна превышать 60 км/ч. Наиболее эффективно фильтр реге%
    нерируется при движении автомобиля на 4%ой или 5%ой передачах и работе двигателя с частотой вращения
    около 2000 об/мин.
    При завершении регенерации контрольная лампа должна погаснуть.

    Если, несмотря на проведение мероприятий по выжиганию сажи, контрольная лампа не гаснет, загорается
    контрольная лампа свечей накаливания и на дисплей комбинации приборов выводится предупреждение
    "Неисправность двигателя, сервис". После этого водитель должен обратиться в ближайшее сервисное
    предприятие.


    Точные рекомендации о режимах движения после включения контрольной лампы сажевого фильтра
    содержатся в Руководстве по эксплуатации автомобиля! В любом случае необходимо соблюдать
    Правила дорожного движения и местные ограничения скорости!

    31



    Функциональная схема системы управления


    Принципиальная схема


    Клемма 30
    Клемма 15
    J317
    J533
    K231
    J285

    SS

    S

    V157

    N18 N75

    G39

    Z19


    J248

    S336_034

    G70 G450

    N240 N241 N242 N243

    G527 G507 G506

    G39 – датчик кислорода N18 – клапан управления рециркуляцией газов
    G70 – расходомер воздуха N75 – электромагнитный клапан ограничения давления
    G450 – датчик 1 перепада давления на сажевом фильтре наддува
    G506 – датчик температуры перед сажевым фильтром V157 – электродвигатель заслонки на впуске в двигатель
    G527 – датчик температуры после сажевого фильтра Z19 – подогреватель датчика кислорода
    G507 – датчик температуры перед турбокомпрессором
    J248 – блок управления дизелем с непосредственным

    впрыском
    J285 – блок управления в комбинации приборов
    J317 – реле в цепи питания от клеммы 30
    J533 – диагностический интерфейс сопряжения шин

    данных
    K231 – контрольная лампа сажевого фильтра Условные обозначения цветом
    N240%N243 – клапаны насос%форсунок


    – входной сигнал
    – выходной сигнал
    – "плюс"
    – "масса"
    – шина данных CAN
    32



    Ограничения действия системы регенерации


    Эксплуатация автомобиля с короткими пробегами

    Чтобы запустить процесс регенерации сажевого фильтра, система управления двигателем обеспечивает
    повышение температуры ОГ.
    Однако, при длительной эксплуатации автомобиля с короткими пробегами не всегда удается повысить эту тем%
    пературу до уровня, необходимого для регенерация фильтра. При последующей регенерации переполненного
    фильтра возможно его повреждение из%за перегрева в результате сгорания увеличенного количества сажи.
    Возможно также блокирование фильтра при переходе на режимы с повышенными нагрузками. В последнем
    случае двигатель может заглохнуть.
    Чтобы предотвратить нежелательные последствия несостоявшейся регенерации фильтра, система управления
    включает контрольную лампу сажевого фильтра при определенном его заполнении или после нескольких
    несостоявшихся запусков режима регенерации. Водитель предупреждается таким образом о необходимости
    проведения регенерации фильтра в кратчайшие сроки. Он может это сделать, повысив скорость автомобиля
    до значений, при которых температура ОГ повышается до необходимого для регенерации уровня.

    Требования к топливу

    Необходимо обращать внимание на соответствие топлива стандарту DIN, указанному в Руководстве по
    эксплуатации автомобиля.

    Использование биодизельного топлива не допускается. При позднем впрыскивании этого топлива возможно
    попадание его несгоревшей части на стенки цилиндров. Движущиеся поршни сбрасывают это топливо в картер,
    где оно попадает в масло. Соответствующее стандартам топливо испаряется при работе двигателя на обычных
    режимах и удаляется таким образом из масла. Биодизельное топливо при этом полностью не испаряется, так
    как температуры его кипения выше, чем у обычного топлива. Разжиженное топливом масло может быть
    причиной повреждения деталей двигателя.

    Если топливо содержит много серы, фильтр быстро заполняется сажей и повышается частота циклов его
    регенерации, что приводит к повышенному расходу топлива.


    33



    Ограничения действия системы регенерации



    Повышенный выброс вредных веществ с ОГ

    При проведении регенерации сажевого фильтра может увеличиться выброс вредных веществ с ОГ.
    Это объясняется окислением сажи не только до диоксида углерода (CO2), но и до оксида углерода (CO) из%за
    недостатка кислорода в ОГ.

    Прекращение рециркуляции ОГ также приводит к некоторому увеличению выброса оксидов азота.

    Испытания автомобилей на выброс вредных веществ с ОГ проводится по новому европейскому ездовому циклу
    (NEFZ). Эти испытания проводятся дважды: с регенерацией сажевого фильтра и без нее. Нормам Евро 4 должны
    соответствовать средние значения выброса вредных веществ, полученные в результате этих двух циклов
    испытаний.

    34



    Контрольные вопросы


    1.
    Что подразумевается под понятием "пассивная регенерация" сажевого фильтра?
    а) Накопившиеся в фильтре частицы сажи выжигаются при проведении очередного технического обслу%
    живания, причем процесс регенерации вызывается посредством диагностического комплекса VAS 5051.

    б) Частицы сажи выжигаются в результате повышения температуры ОГ, вызываемого системой
    управления двигателем.


    в) Частицы сажи постепенно выжигаются без вмешательства в этот процесс системы управления двигателем.

    2.
    Для чего служит установленный после сажевого фильтра датчик температуры G527?
    а) Сигнал датчика температуры после сажевого фильтра используется в блоке управления двигателем для
    регулирования дозы топлива, впрыскиваемого в цилиндры на такте расширения при движении
    автомобиля накатом.

    б) По сигналу этого датчика блок управления двигателем определяет перепад давления на сажевом
    фильтре.

    в) Сигнал этого датчика используется в блоке управления двигателем для определения количества
    перепускаемых во впускную систему ОГ.

    3.
    Какое вещество способствует сгоранию сажи в фильтре с каталитическим покрытием в процессе
    пассивной регенерации?
    а) Присадка к топливу.
    б) Платина.
    в) Оксид алюминия.
    г) Диоксид серы.
    д) Карбид кремния.


    Правильные решения:

    1.) в; 2.) а; 3.) б

    35



    336
    Только для внутреннего пользования.
    © VOLKSWAGEN AG, Вольфсбург, VK%21 Service Training
    Все права защищены, включая право на технические изменения.
    000.2811.51.75. По состоянию на 02.2005.
    Перевод и верстка ООО “ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус”.
    336
    Только для внутреннего пользования.
    © VOLKSWAGEN AG, Вольфсбург, VK%21 Service Training
    Все права защищены, включая право на технические изменения.
    000.2811.51.75. По состоянию на 02.2005.
    Перевод и верстка ООО “ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус”.

  2. #82
    aleksfoton
    Новичок
    Цитата Сообщение от boroda296 Посмотреть сообщение
    Так ну чё я тут один что ль? Тоды в красную книгу меня! А ведь был у кого то подобный правда на работе...
    Да нет теперь будет гораздо больше так как 1,9 не дают на наш рынок а 2,0 под заказ и только с механикой, а так нормально работает аппарат, были проблемы при левой заправке тут же заработала система выжигания сажи, минут 15 не глушил, теперь лью на лукойле и проблем нет.

  3. #83
    Маклай
    Дед
    Серёж,может проще было ссылку оставить?

  4. #84
    kvadro
    Участник
    мнения и отзывы о новом двиг 1,6 ТДИ-dsc00278.jpgЁ и моЁ тоже =====есть всё таки умные люди -НАСТОЯЩИЙ КАЛАШНИКОВ !!!!!!!!!!!!!!!Вот интересно за премией приедете в Минск!
    Последний раз редактировалось kvadro; 15.02.2013 в 22:56.

  5. #85
    sank74
    Старожил
    Приедет,не вопрос! Столько текста от руки напечатать-это времени,как до Минска доехать
    Последний раз редактировалось sank74; 15.02.2013 в 22:59. Причина: Забыл на кнопку нажать.

  6. #86
    boroda296
    Старожил
    Не печатал а копировал. А ссылку кинуть не мог . Это всё из SSP336 , к сожалению картинки не вставились.

  7. #87
    Wemuthw
    Участник
    Пригнал с салона новую 1.6 дизелёк автомат-пока один недостаток -нереальный низкочастотный шум-надо гнать на проклейку ...

  8. #88
    Vladiмir
    Старожил
    Цитата Сообщение от Wemuthw Посмотреть сообщение
    нереальный низкочастотный шум
    boroda296, у тебя так же?

  9. #89
    sank74
    Старожил
    Неее,Володь. У Сереги бородатого такого звука точно нет. Он его шнурком отключил

  10. #90
    nikolan
    Участник
    Что,положительные отзывы владельцев 1.6 закончились? Сам голова кругом вторую неделю 1.6 или 2.0,больше склоняюсь к 2.0 но вариантов достойных не вижу.

Похожие темы

  1. Все отзывы о Caddy.
    от sergeyhost в разделе Отзывы владельцев
    Ответов: 248
    Последнее сообщение: 08.12.2017, 00:04
  2. Отзывы о сервисных центрах
    от test117 в разделе Эксплуатация и обслуживание
    Ответов: 17
    Последнее сообщение: 09.05.2013, 21:25
  3. Куплю КПП для двиг 2,0 SDI 2006г.в
    от Magnum в разделе Прочее
    Ответов: 15
    Последнее сообщение: 15.02.2012, 15:45
  4. Ответов: 31
    Последнее сообщение: 29.11.2010, 13:59
  5. Двиг про запас или моторесурс.
    от vitam2140 в разделе Отзывы владельцев
    Ответов: 15
    Последнее сообщение: 11.12.2008, 23:32

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •